Моя дочка плакала, а я обнимала ее.
Прижимала к себе, говорила нежные слова. Целовала ее в заплаканные щечки и носик. Cнова прижимала к себе. И снова говорила, какая она у меня маленькая, любимая, сладенькая и как сильно я ее люблю.
...Все началось с мороженого - я не разрешила съесть из-за насморка и кашля.
Она пыталась сделать по-своему, полезла в холодильник, а я отобрала.
Тогда она начала тихонько колотить меня кулачком по ноге, а я не дала.
И "вразумить" ее было невозможно - я забрала ее из садика до дневного сна, поэтому к 6 вечера ее ресурсы совладать со своими эмоциями были на нуле.
Когда все попытки дочери получить свое и проявить агрессию оказались тщетны, она начала громко плакать.
Я взяла ее на руки, села на стул, и, медленно покачиваясь, начала баюкать и петь колыбельную песенку. Идея с песенкой ей не понравилось, она стала плакать еще больше. Причем не плакать, а выть.
Когда эмоциональных ресурсов не хватает, дочка перестает разговаривать и включает у себя "малышку" - отказывается разговаривать и переходит на вой в разных интонациях, как у новорожденного.
Я перестала напевать колыбельную, оставила просто покачивание.
Когда я целовала, обнимала и убаюкивала ее, я вспомнила ответ на вопрос, который писала в июне на онлайн курсе "Я практикую":
"ЕСЛИ БЫ Я МОГЛА ИЗМЕНИТЬ МИР...я бы каждому ребенку дала любящую, поддерживающую и ресурсную маму. А каждую маму в первый год жизни младенца оградила бы от всех проблем и забот, связанных с выживанием".
Маму, которая выдержит и злость ребенка, и плач, и бессилие. Маму, которая будет рядом. Будет взрослой, устойчивой и сильной тогда, когда это так необходимо ребенку.
Такой мамы не было у моего старшего сына, поэтому он вспыхивает как свечка в ответ на капризы сестры. Лучшее, что я могу сделать для обоих детей в этот момент - разойтись по разным комнатам, чтобы дать дочке отгоревать в моем присутствии, а сыну предоставить право уединиться и оградить себя от чужих эмоций, с которыми он не может справиться.
Я не могу оградить себя и людей вокруг от всех проблем - это утопия.
Но я могу развивать собственную эмоциональную устойчивость. Нормально относиться к негативным эмоциям у детей. Рассказывать о психотерапии, эмоциях и отношениях. Помогать примерить на себя другой взгляд, как может быть по-другому у тех, кто ищет новые ответы и присматривается к психотерапии.
И тогда, я в это верю, мои скромные усилия разойдутся кругами по воде и устойчивых мам станет больше.
Психолог
Анна Колесова
8 921 642 67 00 | СПб | Скайп | WhatsApp
#аннаколесоваспб #annakolesovaspb #психологспб #psy_zabota #курс_япрактикую
